Вы
Рано утром у входа в монастырь меня встречает улыбчивый игумен Авксентий — настоятель храма, главный по монастырю. У него много забот: сейчас получает второе высшее образование, является председателем в Церковном суде, руководит приходом в Калинковичском храме, а также редактирует и обновляет сайт. К тому же, успевает давать поручения в монастыре и держать дисциплину.
— Вот ваша келья — так называемая, женская, — отец Авксентий протягивает мне ключ от комнаты с высоким каменным резным потолком.
Деревня Юровичи в Калинковичском районе Гомельской области — кладезь
В комнате, которую мне выдели, — два окна, стол, стул, четыре свободные кровати для
— Здесь у нас трапезная, — продолжает он экскурсию по монастырю. — Кушать вы будете в девять, в два и в семь вечера. Кстати, завтракать хотите? Вас к столу позовет звон колокола.
На кухне работают двое
— В нашем меню никогда нет мяса, — рассказывает Леонид, седовласый повар с длиной тонкой бородой. Увидев мой фотоаппарат, он отворачивается и поясняет: христианство запрещает фотографироваться. — Знаю, что в других монастырях кушать можно мясо тех, «кто не жует жуйки и у кого не раздвоены копыта». Свинины у нас категорически нет. Готовим в частности из молока, сметаны, творога, рыбы и овощей.
Леонид — бывший работник железнодорожной станции. В монастыре живет уже два года. Себя испытывал и в другом монастыре — в Одессе.
— Чтобы попасть туда только на ночь, руководители украинского монастыря звонили в Юровичи и брали мою характеристику, — вспоминает Леонид. — А наутро мне задали вопрос: иду в послушники или возвращаюсь на родину? Послушник — это первая ступень, потом идет инок, а потом монах. И я не согласился — был не готов. А трудники им не нужны. У них 130 монахов, которые все успевают делать сами.
В коридоре слышим трижды звон небольшого колокола, мужчина в синем кухонном халате зазывает всех к столу.
Сегодня на завтрак овсянка на парном коровьем молоке, свежая клубника с огорода, чай, батон и сливовое варенье. Перед едой получаем от батюшки Павла благословение. Стоя у стола читаем «Отче Наш». Все садятся, молча едят и слушают полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова — это специально адаптированное чтение для современных людей. Его зачитывает трудник Саша:
Глава 38. «Всякий, поступивший в монастырь и принявший на себя благое иго Христово, должен пребывать в нестяжательности, довольствуясь самонужнейшим и охраняясь от излишества в одежде, в келейных принадлежностях, в деньгах; Имуществом, богатством, сокровищем инока должен быть Господь наши, Иисус Христос; К нему должны быть постоянно устремлены взоры наши».
Саше всего 23 года, за плечами у него наркотики, а «благодаря» им — вторая группа инвалидности. Сегодня Саша горит желанием посвятить себя только Богу. Раз и навсегда. О себе разговаривает неохотно. Молится везде, где только можно: в коридоре, на улице и, конечно, в храме всем святым. Еще и поет. Здесь он на хорошем счету.
Когда заканчивается молитва, отец Павел звонит в маленький колокол и дает благословение на уход. Батюшка видит, что я не справляюсь с четкими временными рамками «строки молитвы — время завтрака», гладит меня по голове и с улыбкой успокаивает: «Кушайте, кушайте!» Позже это станет доброй шуткой.
Постриглась в монашки в 64 года
По документам монастырь мужской, но в нем лишь четыре монаха, среди них больше руководство. По негласной информации, в него неохотно идут новые служители Богу. Связано это с тем, что монастырь и храм уже около 100 лет находится в состоянии хронической
В храме живут две пожилые монахини:
Новые необычные имена женщины получили при постриге. Желая проникнуть в келью к монахиням, получаю от них длинную ситцевую юбку в цветочек и маленький крестик на ниточке.
— Носи юбку обязательно в храм и в трапезную, — говорит матушка Лаврентия, а я киваю головой и соглашаюсь новому жизненному уставу.
— А то твоя одежда совсем не к месту, — улыбается она и смотрит на мои обтягивающие серые джинсы.
Матушка Лаврентия пришла к Богу уже будучи пенсионеркой. Ранее была бухгалтером, дояркой, санитаркой. По законам православной церкви постриг может принять женщина до 40–45 лет. Возрастные рамки не случайны. Они должны принести пользу храму не только молитвой, но и помощью на подворье. Матушка сейчас работает в церковной лавке. Почему решила «уйти», уже и вспомнить не может.
— Спустя два года после смерти мужа, я приехала посмотреть монастырь в Хойниках, там и осталась, — рассказывает матушка Лаврентия. — Знаете, до этого возраста у меня была потребительская вера: свечку поставить, помянуть
— А как ваши дети отнеслись к тому, что вы решили уйти в монастырь?
— Их у меня было трое: две дочки и сын, — рассказывает матушка. — Одна не так давно погибла. Сначала они вроде бы с непониманием отнеслись, недоверием, нежеланием. Со временем привыкли. А сейчас и довольны. Каждый год на Радуницу с благословения настоятеля я приезжаю к ним повидаться. На кладбище хожу, там у меня похоронена мама, муж, дочь. Ко мне дети тоже иногда приезжают, но дорого это все. В прошлом году в гости заезжали сестры, одна из Литвы, вторая — из России. Жили здесь, понравилось им очень.
«Однажды мне приснилась Дева Мария»
— У меня по времени сейчас чтение псалтыря! — отвечает она на мой неожиданный ор, разбавленный смачной акустикой высоких потолков.
Молитве в храме отведено основное время. Все записки, принесенные «за здравие» и «за упокой» и многое другое круглосуточно отчитывается монахами и монашками.
— Расскажите свою историю, как вы пришли в монастырь?
— Мне было 70 лет, ни мужа, ни детей, — говорит матушка и намекает, что на разговоры времени совсем нет. — Однажды мне приснилась Дева Мария и сказала: «Иди в келью». Так я по зову и пришла. Сразу в Хойникский монастырь, а потом нас перевели сюда. Всю жизнь я работала поваром. Но всегда нравилось монашество. Сразу поваром работала при храме, а потом ноги не выдержали нагрузку.
На приусадебном участке храмового комплекса кипит работа с утра до вечера. Молодой монах Серафим смотрит, как
Серафим — сын священника, ему всего 27 лет. Постриг принял два года назад. Сейчас учится в православной академии.
— Сюда приехал в отпуск, побыл месяц и понравилось, — рассказывает монах. — Уволился с работы — с электросетей. Родители были в шоке, именно поэтому я долго оттягивал решение. Но понял, что чем дальше, тем больше сомнений.
— А чем отличается монах от священника?
— Самое главное отличие — это невозможность иметь семью. Посмотрел на своих
— А зачем монаху образование?
— Странный вопрос. Но в целом, это нужно для прихожан. Вот приходит к тебе человек с вопросом: какой иконе молиться, как часто и что нужно делать. И ситуации у всех разные: у
Позже в разговоре отец Авксентий тоже ответил мне на этот вопрос.
— Образование необходимо, чтобы монахи не были распространителями мракобесия и здраво смотрели на жизнь, — пояснил он. — Просто незнание основ веры, в том числе и догматики, порождают зачастую всякие суеверия.
Утром служба, вечером еще и обязательный крестный ход
Каждый новый день в монастыре начинается в семь утра со службы, в пять — вечерняя молитва и крестный ход. Если служба — литургия, то она может затянуться более, чем на два часа.
За каждым монахом и трудником закреплен свой фронт работы:
Я же после завтрака иду пропалывать клубнику, в это время разговариваю с Сашей, который отказывается фотографироваться, но с радостью готов рассказать о себе.
— Как вам здесь? — вырываю траву и веду диалог.
— У меня заболела мама, последние месяцы вовсе не ходила, пришлось бросить работу в колхозе и за ней присматривать, — вспоминает Саша. — Группу ей не давали, жили только на ее пенсию. Уже, когда она была при смерти, пару месяцев было, когда мы пользовались льготами на лекарства. Через месяц после смерти мамы мой брат повесился. В итоге я впал в сильную депрессию и попал в больницу.
Саша рассказывает, что
— Однажды дома у икон я услышал голос — церковное песнопение, — говорит он. — Пение бесконечно повторялось и я уже думал, что схожу с ума. Позвал соседку, говорю ей: «Прислушайтесь, слышите ли вы пение?». По ее совету я стал ходить в храм, прислуживать там, и эти песнопения прекратились. До сих пор не знаю, что это было. Позже попал в другой монастырь, но мне там не понравилось. А здесь я почувствовал себя как дома. И огород, и земля. И на душе легко от того, что я постоянно в храме. Сейчас хочу сделать все, чтобы стать монахом. Много читаю и учусь петь.
— Это значит, вы никогда не создадите семью?
— В миру — нет, здесь хочу отдать ее Богу.
Пока мы общались, подошел отец Павел — священник в третьем поколении. Его брат священник, и сестра в Риге в женском монастыре — игуменья. С пчелами «разговаривает» с малых лет, приучил отец.
Кстати, если на столе рыба, значит, это дело рук отца Павла — он заядлый рыбак, на Припять ездил. Батюшка отличается особой любовью к жизни. Уже позже заметила, что он может просто обнять пришедшего к нему человека, поговорить с ним, успокоить, поцеловать в голову, как маленького. Особенно смешно, когда он
— Хочешь посмотреть на пчелок? — отец Павел освобождает улей от пуховых подушек и зовет меня. — Не бойся, пока я здесь, они тебя не тронут, я прикрикнул им! Бери в руки, — беру и трясусь, сотни пчел в руке. — Смотри, вот это соты, мы покупаем их, а пчелы уже сами растягивают их и заполняют медом. Вот это матка — она главная. Если она улетит, вся большая ее семья погибнет. В день пчела может откладывать от 500 до 1,5 тысячи яиц, и уже через 19 дней родятся новые пчелы.
Спустя
Трудник Саша снова зачитывает Поучения, во время которой пропал аппетит, хотелось просто исчезнуть.
Глава 42. «О хранении от знакомства с женским полом».
«Преподобные отцы, наши, святые иноки всех времен тщательно хранили себя от знакомства с женским полом. Вход женскому полу в древние монастыри был воспрещен… Соединение полов в существующем виде его естественно (падшему естеству). Девство выше естественно. Следовательно, желающий сохранить свое тело в девственности должен непременно держать его вдали от того тела, соединение с которым с которым требуется естеством».
После чтения молитвы настоятель уделяет время неформальной беседе.
— Я хочу провести небольшой такой тест между нами, — интригует он. — Каждый ответьте мне, пожалуйста, на вопрос, но он немного с подвохом: где бы вы хотели встретить Иисуса в своей жизни — на свободе или в тюрьме?
В «зале» тишина, и я беру первый ответ в свои, что называется, руки.
— Я бы хотела встретиться с ним в тюрьме, у меня было бы больше времени для «
— Интересная мысль, — подхватывает мои размышления отец Авксентий. — На самом деле, мы все хотим свободы. Но чаще приходим к Иисусу именно тогда, когда в жизни настигает беда. Увы, именно в самые сложные минуты жизни мы больше всего к нему открыты. Но не нужно бояться испытаний, они и даны нам, чтобы мы смогли о многом задуматься.
«Симона, девочка моя»
Молоко, творог и сметана на столе монастыря — благодаря стараниям Валерия. Сам он родом из Украины, отслужил в советской армии, демобилизовался в Мозырь, женился. В монастыре живет уже четыре года.
Идем с ним на задний двор монастыря. Шлепаю по свежим лепешкам за главнокомандующим по хлеву, где живут три коровы и три маленьких теленка. Валерий заметно меняется, когда видит животных.
— Ой, чудо ты мое маленькое, это вот она родила, — мужчина меняет тон и целует животное. — Ой ты моя красавица, как она позирует… Симона, девочка моя, давай вставать.
И корова, будто понимая слова, встает на ноги.
На мой стандартный вопрос «почему», отвечает откровенно:
—
— 12 лет я работал домоправителем в Москве у состоятельных людей. У них есть загородный дом. Там я зарабатывал около 800 долларов в месяц, тратил не более ста. Питание бесплатное, жилье предоставляется — у меня отдельный домик был. Я приезжал домой на две недели летом и на две недели зимой. Жене переводил деньги…
Ходим по хлеву, рассматриваем потомство.
— Что хочу сказать о храме? — садимся на скамейку, где чувствуется сильный запах животных. — Знаете, у нас вообще плохо с рекламой. А рекламы нет, потому что и главный храм закрыт много лет. Хотелось бы, чтобы сюда шли люди. И храм мог бы зарабатывать
Разочарование
У входа в монастырь стоит деревянный дом. Он открыт для тех, кто потерял крышу над головой и готов помочь монастырю «руками».
— Меня привело сюда разочарование, — он опускает глаза, поджимает губы и неловко отвечает. — Разочарование в любви. Наши отношения длились год, и
Если вы хотите помочь возрождению монастыря, это можно сделать разными способами: деньгами, рабочей силой, стройматериалами, вещами, продуктами.
Монастырь находится по адресу: Гомельская область, Калинковичский район, д. Юровичи, ул. Горная, 9.
Наместник — игумен Авксентий (Абражей Андрей Эдуардович).
Тел.: 8 02345 59292; +375
Реквизиты
Карта Сбербанка России 4279 0800 1029 4062 действительна до 10/18 ANDREY ABRAZHEY.