Истории

«Нужно просто менять то, что можешь». Как белорусские бизнесмены сами запускают проекты и решают проблемы общества

Помогаем проекту Имена
Собрано 2 144 538 руб.
Помочь

Ксения, Сергей и Тамара — представители бизнеса, которыми мы восхищаемся. Каждый из них однажды захотел помочь другим. Ксения и Сергей поехали с подарками к детям-сиротам, Тамара стала автоволонтером в детском хосписе. Но увидели, что этого недостаточно, они могут больше и подключили коллег. В итоге создали целую систему помощи. Ксения предложила работу детям-сиротам, Сергей организовал ИТ-курсы в приютах, а Тамара объединила коллег на создание мобильного приложения для детского хосписа. Их инициативы работают уже несколько лет и приносят реальную пользу. 

Таких примеров с каждым годом становится все больше. Компания «А-100» взяла на работу  сирот, в магазинах «Соседи» несколько лет назад появились «Тихие кассы», где работают слабослышащие люди. В отеле «Ренессанс» делает карьеру Василек с синдромом Дауна. Белорусские айтишники организовали Ассоциацию «Образование для будущего» и сейчас по всей стране открывают STEM-классы, чтобы дать дополнительные возможности развиваться детям из маленьких городков и поселков. Уже 11 лет «Беларусбанк» реализовывает проект «Родительский дом» — строит дома для семей, которые воспитывают детей-сирот. 

Все эти компании объединяет одно — они помогают не от случая к случаю, а системно. Они не просто делают добрые дела, а решают конкретные социальные проблемы. И это то, что надо развивать по всей Беларуси. 

Vizor Games. Организовали курсы по обучению детей программированию в приютах г. Минска 

Когда детей забирают из неблагополучных семей, их отправляют в приюты. Здесь они живут до полугода. Если родители исправляются, дети возвращаются домой, если нет — их направляют в детский дом. Дети не знают, что их ждет, и все время находятся в напряжении. Чтобы помочь детям пережить этот непростой период и провести время с пользой, Сергей Бруй, директор компании «Vizor Games», вместе с коллегами организовал для ребят ИТ-курсы в приютах. 

Сергей Бруй Фото: Александр Васюкович, Имена

Лет 10 назад мы поехали с коллегами в детский дом, устроили там для ребят большой праздник, подарили подарки. Но вернулись с тяжелым осадком на душе и четким пониманием: «Мы должны помогать не разово, а системно».

Я не знаю, откуда появилось это «должны». Наверное, это естественный процесс. Сначала ты думаешь, как выплатить зарплату работникам, потом — как сделать офис комфортнее, добиться каких-то высот со своим продуктом. Но когда процессы налажены, а ты крепко стоишь на ногах, мысль о помощи приходит сама по себе ко многим сотрудникам.

Нам пришла идея открыть в приютах Минска ИТ-курсы. Реализовать проект было довольно просто. У нас уже было нужное оборудование, педагоги нашлись почти сразу, руководство приютов охотно шло на контакт. Курсы стали отличным способом для детей отвлечься от переживаний, пока они живут в приюте. И самое главное — возможностью узнать что-то новое. Некоторые дети на первом занятии не умели управлять мышкой, и даже не думали, что могут написать программу, создать сайт, сделать компьютерную графику.

Мы организуем работу в трех приютах Минска, еще в одном — другая IT-компания. За четыре года эти курсы посетили 300 детей. В этом году мы откроем курсы еще в двух приютах.

Мы думаем, как дальше развивать проект. Проблема в том, что нам не хватает информации, есть ли у этих курсов долгосрочный эффект. Дети уходят из приюта, и контакты с ними теряются. Было бы классно объединяться с другими компаниями. Например, у ребенка появился интерес к программированию, он перешел в следующий проект другой компании, потом его подхватили дальше и так далее. И речь не только про IT, есть масса хороших профессий, о которых детям нужно рассказать. Но для одной компании это ультра много работы, здесь нам нужны партнеры, и мы их уже ищем. 

Сейчас мы запускаем еще несколько новых образовательных проектов. Я считаю, современный бизнес должен заниматься образованием молодежи. Новые экономики, которые возникают сейчас, меняются за одно-два десятилетия. Государство просто не успеет перенастроить всю систему образования под актуальные запросы. Так что сейчас задача государства изменилась: оно должно дать основу, систему знаний. А на профильное обучение должен влиять бизнес.

Если говорить метафорически: государственная система образования должна сделать заготовку, а бизнес должен выточить из нее специалиста.

Поэтому мы должны быть активными, должны сотрудничать со школами, университетами, между собой, показывать детям самые разные профессии. 

Нельзя говорить: «это должно делать государство» или «надо менять систему». Не стоит перекладывать всю ответственность на какую-то абстрактную систему, а нужно просто менять то, что можешь, на своем уровне.

Сейчас я вижу, что на рынке больше денег, чем хороших проектов. Компании готовы помогать, но не хотят давать деньги туда, где слабая команда управленцев и где не продумано все от «А» до «Я».  

Но выход есть — создавать проекты самим. А это не так уж сложно. Когда компания начинает социальную работу, автоматически находятся сотрудники, которые это поддержат. Несколько лет назад, когда мы начинали курсы, их было четверо, а сейчас — уже около 30. Многие сами включаются в эту работу, придумывают что-то, проявляют инициативу. И я вижу, как эта работа наполняет их, делает счастливее. 

IBA Group. Создали приложение «Автоволонтер» для «Белорусского детского хосписа»

Не у всех семей подопечных «Белорусского детского хосписа» есть свой транспорт, а возить детей к врачам или на мероприятия хосписа надо. Обычное такси стоит дорого, бесплатное социальное — заказать не всегда получается: записываться  нужно за несколько недель, не всегда есть места, ездить можно только на медицинские процедуры, а на праздники — нельзя. Тогда выручают автоволонтеры. Три года назад Тамара Бутова из IBA решила сама стать автоволонтером. 

Тамара Бутова. Фото: Александр Васюкович, Имена

Все заявки на поездки в тот момент в хосписе обрабатывались вручную. Семьи, которым нужна была машина, звонили социальной работнице, а она обзванивала всех автоволонтеров, тогда их было около 500 человек. Пробовали организовать вайбер-чат, но заявки там быстро терялись в массе сообщений. 

Я увидела, что работу по поиску волонтеров можно упростить, и предложила сделать мобильное приложение. И в хосписе, и в моей компании идею приняли с охотой и без лишних вопросов.  

Мы собрали команду разработчиков. В целом для них ничего принципиально нового не происходило: есть команда, есть заказчик, есть задача. Единственная сложность — найти время, потому что делали мы все после работы, либо в выходные. Увлеклись всерьез: во время хакатона двое суток работали почти без перерыва. Помню, разошлись по домам в два часа ночи, а в восемь утра, когда я пришла в офис, тут уже вовсю кипела работа. 

Приложение работает уже два года, и мы его поддерживаем, как любой другой продукт — за работу «Автоволонтера» отвечает команда людей, если что-то случается, проблему устраняем в течение дня. 

Всегда надо смотреть, как принести максимальную пользу.

Мы могли бы пойти укладывать асфальт, красить забор или прибивать скворечники. Это тоже помощь, почему нет. Но во-первых, мы заинтересованы в системной помощи, а не в разовых акциях. Во-вторых, мы принесем больше пользы, если будем делать то, что умеем. В случае с «Автоволонтером» мы были полезнее как разработчики продукта, и мы это сделали. 

KFC. Взяли на работу детей-сирот

Есть несколько стереотипов по отношению к сиротам, из-за которых очень немногие компании соглашаются взять их на работу или хотя бы на стажировку. HR BP компании KFC Ксения Садовская предложила трудоустраивать детей-сирот.

Ксения Садовская. Фото: Александр Васюкович, Имена

На прошлой работе я часто ездила к детям в детские дома: то возила новогодние подарки, то одежду и канцелярию к 1 сентября. И каждый раз меня мучил один вопрос «а что с ними будет дальше?»

Директор одного интерната мне рассказал, что статистика печальная. Большинство этих детей начинают пить, курить, попадают в плохие компании, иногда приходят под стены детских домов просить кусок хлеба. 

В начале 2019 года мы в KFC запустили с «SOS-Детские деревни» совместный проект по строительству детской площадки. Когда она была готова, мы приехали в деревню на праздник и были удивлены тому, насколько дети-сироты идут на контакт и как они открыто взаимодействуют с миром. 

А через какое-то время меня осенила мысль: «А почему бы не позвать этих ребят на работу к нам?» Я все еще помнила, как сложно им устроиться в жизни. И уже знала, что в «SOS-Детские деревни» есть молодежный домик, где живут подростки 17-18 лет, а это — как раз возраст многих наших сотрудников!  

Летом к нам на работу пришли пятеро ребят. Коллектив их принял хорошо, как и всех новых сотрудников. Мы их не выделяли и не создавали им особых условий, зачем? Просто во время обучения проговаривали те вещи, которые очевидны для других, а для них — нет. Например, они не знали, что никакую еду на кухне нельзя есть бесплатно, за нее надо платить. Ребята работали у нас до начала учебного года. На следующих каникулах снова планируют к нам на работу, а мы готовы их принять в любое время года. 

Это не был какой-то глобальный проект, мы просто позвали их на работу. И рады, что смогли помочь им. Я знаю, что многие компании сейчас активно помогают социальной сфере.

Но некоторым не хватает знаний о том, какие реальные проблемы есть и какая конкретно помощь нужна. Потому и едут с конфетами в детские дома — они просто не в курсе, как еще могут помочь.

Как вы можете помочь.

Белорусский бизнес обладает огромными ресурсами: есть деньги, есть знания, но главное — в бизнесе работают люди. Чем больше неравнодушных людей объединится и обратят внимание на социальные проблемы, тем быстрее мы их решим. 

  1. Самый простой и частый способ — финансовая помощь. Только помогать деньгами лучше системно. Мы предлагаем вам выбрать какой-то один проект или одну организацию и сотрудничать с ней. Вы будете видеть реальный результат, а проект сможет развиваться. Если не знаете кого выбрать, посмотрите на проекты Имен. Мы собираем деньги НЕ адресно каждому отдельному человеку, а для целых проектов, которые помогают многим людям с одинаковой проблемой. За три с половиной года работы ИМЕНА поддержали более 30 проектов, которые помогли — и продолжают системно помогать — тысячам (!) людей.  
  2. Делать что-то самим. Не нужно думать, что на это способны только крупные  компании или представители IT. Этим летом я ездила в США по программе обмена Community Connections и жила в американской семье — у Майкла и Кэтрин. У Майкла раньше был свой маленький ресторан, который приносил совсем небольшую прибыль. Но каждый месяц они коллективом готовили еду для 500 бездомных и нуждающихся. Волонтеры привозили им утром продукты, а вечером забирали еду. Майкл купил этот ресторан «вместе с обязательством помогать», а когда продавал его, то это обязательство перешло следующему владельцу и тот продолжил традицию. Слушая эту историю, я поняла, что помогать может каждая компания. 
  3. Дать работу тем, кому она нужна. KFC и компания «А-100» взяли на работу детей-сирот, в «Соседях» появились «Тихие кассы». В отеле «Ренессанс» работает Василек с синдромом Дауна. Чем больше компании будут открыты для разных людей, тем здоровее и счастливее станет наше общество. 
  4. Поделиться своим управленческим опытом с некоммерческими организациями. В работе с проектами мы видим одну глобальную проблему: люди, которые делают некоммерческие проекты, часто не имеют никакого управленческого опыта и даже базовых знаний о том, как строить процессы в организации. Об этом же говорил и Сергей Бруй, упоминала Тамара Бутова. В университетах социальных менеджеров не учат управлению проектам, а у бизнесменов есть все нужные знания и навыки. 

Государство тоже может повлиять на то, чтобы помощь приходила быстрее и помогать было проще.

Мы уже подробно писали о том, какие условия нужны для развития социальной сферы. Коротко повторим, что, на наш взгляд, упростило бы возможности помощи для бизнеса:

  1. Расширить возможности привлечения денег. В Указе № 300, которые регулирует правила оказания помощи, слишком много ограничений. Например, компании могут помочь некоммерческим организациям купить оборудование или мебель, но не могут оплатить зарплату сотрудника. А как будет развиваться проект без сотрудников? Этот указ стимулирует больше адресную помощь, чем системную профессиональную благотворительность, что тормозит развитие социальной сферы. 
  2. Дать налоговые льготы компаний, которые жертвуют деньги. Чем больше людей и компаний будет помогать социальной сфере, тем меньше нагрузка будет на государственный бюджет. 
Нам очень жаль, но по техническим причинам платежи в поддержку проектов временно не принимаются :-(
Истории

«Лучше война или смерть, чем оказаться здесь». Минчанка спасает свою дочь с психическим расстройством, но ей самой нужна помощь

Помогаем проекту Помощь родственникам людей с психическими расстройствами
Собрано 9743 руб.
Истории

Центр помощи пострадавшим, история про тракториста-блогера и няня для Захарика, который живет в больнице. Эти и другие итоги третьего квартала

Истории

«Когда ты занят — ты нужен». Как изменилась жизнь бездомного Артема благодаря ИМЕНАМ

Помогаем проекту Имена
Собрано 2 144 538 руб.
Истории

«Не ждать выздоровления, а жить сейчас». Как абилитолог, психолог и девушка на коляске вернули Иру к жизни после аварии

Помогаем проекту Помощь молодым взрослым с неизлечимыми заболеваниями
Собрано 63 596 руб.
Истории

Ныть нельзя делать. Кто должен решать социальные проблемы и зачем собирать деньги. Пять топ-вопросов ИМЕНАМ

Помогаем проекту Имена
Собрано 2 144 538 руб.
Истории

Жить было негде, а вы так помогли! Как папа Валера из Лиды спасал сына от рака, а читатели «Имен» — папу и всю семью

Помогаем проекту Дом для детей с онкологией
Собрано 281 361 руб.
Истории

Новый проект помощи людям с ВИЧ, диагноз для Кати и речь парня с аутизмом на конференции UNICEF. Главные события проектов в 4 квартале 2019

Помогаем проекту Имена
Собрано 2 144 538 руб.
Истории

Ей помогли все, а ему — почти никто. Как встретились белорус и голландка с психиатрическими диагнозами и одинаковыми биографиями

Помогаем проекту Клубный дом
Собрано 113 611 руб.
Истории

«За три месяца сделали то, что собирались за год!» Итоги первого квартала 2021 года в работе ИМЕН и наших проектов

Истории

«Кризис — это хороший пендель». Посмотрите, как проекты Имен превратили проблемы в новые возможности

Помогаем проекту Имена
Собрано 2 144 538 руб.